Гражданско-патриотическое воспитание

 

 

Гражданско-патриотическое воспитание

         Гражданско-патриотическое воспитание сегодня – одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы. Основы патриотизма начинают закладываться, прежде всего, в ближайшем окружении ребенка, а точнее в семье. У мальчиков с детства необходимо формировать представления о необходимости всегда становиться на сторону слабых, не давать их в обиду, оказывать помощь. Мальчик должен понимать, что он мужчина, что настоящие мужчины берут на себя самую трудную и тяжелую работу, и для этого они должны с детства готовиться к этому, закаляться, заниматься спортом. Родители должны формировать у своих детей положительный опыт «решения конфликтов» (уметь договориться, уступить, прийти к соглашению без «кулаков» и т.д.). У девочек нужно формировать представления о том, что значит сохранять, мирные, доброжелательные отношения между близкими, утешать и заботиться о них.

         Уже в дошкольном возрасте ребенок должен знать так же, в какой стране он живет, чем она отличается от других стран. Нужно как можно больше рассказывать детям о городе, в котором они живут; воспитывать чувство гордости за свой город. Приучать детей бережно относиться к тому, что создано бабушками, дедушками, мамами и папами. Поддерживать чистоту и порядок в общественных местах, участвовать в создании красоты и порядка в своем дворе, подъезде, на улице, в парках, в детском саду. Также необходимо формировать представления о людях, прославивших Беларусь, о просветителях, о Президенте Республики Беларусь, деятелях культуры и науки, о достижениях знаменитых Белорусов. Показывать на карте географическое положение РБ, выделять её среди других стран мира. Рассказывать о достопримечательностях столицы, городов РБ.

                              

        Существуют разнообразные формы воспитания у детей патриотических чувств. Это беседы о Родине, о родном городе, о природе родного края, о хороших людях; чтение детских книг на патриотические темы и детский фольклор; слушание соответствующих песен; разучивание стихов; личный пример родителей. Через изучение истории и традиций предков, воспитывается гордость и уважение к родной земле. Важная роль здесь принадлежит сказкам, которые передаются от поколения к поколению и учат добру, дружбе, взаимопомощи и трудолюбию. Самобытный народный фольклор – прекрасный материал, формирующий любовь к Родине и патриотическое развитие детей.

         Ребенок должен иметь понятие о государственных и народных праздниках, активно принимать в них участие. Также стоит познакомить их с культурой, обычаями и традициями других народов, сформировать к ним дружелюбное отношение. Одно из проявлений патриотизма – любовь к природе. Она определяется бережным отношением к ней, выражается в элементарной заботе о животных, в доступном труде по выращиванию растений. Большое значение имеют прогулки по лесу, на реку, в поле. Они дают возможность познакомить детей с некоторыми правилами бережного отношения к природе. При ознакомлении с природой родной страны акцент делается на ее красоту и разнообразие, на ее особенности. Яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь и формируют у ребенка такие черты характера, которые помогут ему стать патриотом и гражданином своей страны.

                             

         Не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Соприкосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Быть патриотом своей страны - значит принимать близко к сердцу ее интересы, заботы, горести и радости, чувствовать себя ответственным за все то, что в ней происходит. Отношение к родине, ее культуре, истории, языку передается от родителей к детям.

         Что должен знать и уметь ребенок старшего дошкольного возраста? Он должен знать и называть свои имя и фамилию, имена и отчества родителей, где работают, как важен для общества их труд; знать семейные праздники; иметь постоянные обязанности по дому; рассказывать о своем родном городе (поселке, селе), называть улицу, на которой живет; знать, что Беларусь — огромная многонациональная страна; что Минск— столица нашей Родины. А также ребенок должен иметь представление о флаге, гербе, соблюдать правила поведения на церемонии подъема Государственного флага и исполнения Государственного гимна Республики Беларусь. Ребенок должен иметь представления об армии, о годах войны, о Дне Победы.

Меню раздела