консультации учителя-дефектолога для педагогов

Консультация для педагогов «Средства развития мелкой моторики рук у детей с нарушениями речи».

У большинства детей дошкольного и младшего школьного возраста с нарушениями речи специальными исследованиями выявлен недостаточный уровень сформированности не только общей моторики, но и тонких движений кистей и пальцев рук.

Отставание в развитии тонкой моторики рук у дошкольников препятствует овладению ими навыками самообслуживания, затрудняет манипуляции с различными мелкими предметами, сдерживает развитие некоторых видов игровой деятельности.

Все это обусловливает необходимость специальной целенаправленной работы по коррекции и развитию тонких координационных движений рук и ручной ловкости в целом для данной категории детей.

Систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи являются мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга. Возможность познания окружающих предметов у детей в большей степени связана с развитием действий рук.

Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте. Именно к 6-7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон коры головного мозга, развитие мелких мышц кисти. Важно, чтобы к этому возрасту ребенок был подготовлен к усвоению новых двигательных навыков.

Поэтому придается большое значение использованию этого факта в работе с дошкольниками, имеющими нарушения в развитии речи.

Конструирование с помощью пальцев разных предметов, объектов хорошо подходит для мобилизации внимания, вызывает у детей ярко выраженный интерес и эмоциональный настрой.

Игры с мелким материалом:

  • игры с разноцветными крышками, выкладывая из которых разные красочные предметы и узоры, дети закрепляют знания о цветах, формах, развивают воображение;
  • игры с палочками;
  • игры с мозаикой, конструктором;
  • игры с пуговицами, бусинами, косточками, семенами плодов;

Развитие графической моторики:

  • рисование по трафарету;
  • рисование по фигурным линейкам;
  • штриховка;
  • работа в тетрадях, выполнение графических упражнений;

Развивающий массаж:

  • самомассаж кистей и пальцев рук.

Пальчиковая гимнастика.

Готовит малыша к счету – в одних. В других – ребенок должен действовать, используя обе руки, что позволяет лучше сформировать межполушарное взаимодействие. В-третьих, - осознать понятия «выше» и «ниже», «верх» и «низ», «право» и «лево». В-четверых, научиться лучше чувствовать свое тело и координировать его в пространстве.

Графические упражнения:

Задание «Штриховка»

Нарисуйте контурную картинку, например, фрукт либо овощ и дайте ребенку заштриховать картинку прямыми ровными линиями, не выходя за ее контуры.

Задание «Обведи рисунок»

Нарисуйте контурную картинку и дайте ребенку обвести рисунок точно по линиям, не отрывая карандаш от бумаги.

Задание «Соедини по точкам»

Нарисуйте контурную картинку пунктирными линиями и дайте ребенку соединить пунктиры (точки) одной сплошной линией, не отрывая карандаш от бумаги.

Задание «Нарисуй фигуры»

Нарисуйте две геометрические фигуры, одну большую другую маленькую. Дайте ребенку нарисовать внутри большой фигуры, постепенно уменьшающиеся фигуры, а вокруг маленькой – постепенно увеличивающиеся фигуры. Касаться стенок предыдущей фигуры нельзя. Чем больше получится фигур, тем лучше.

Задание «Нарисуй такую же картинку»

Нарисуйте любую картинку и дайте ребенку повторить ваш рисунок.

Задание «Дорисуй картинку»

Нарисуйте левую половину картинки и дайте ребенку дорисовать правую половину рисунка.

Задание «Графический диктант»

Ребенку дается следующая инструкция: «Слушай внимательно и проводи линии под диктовку. Одна клеточка вверх, одна клеточка направо, одна клеточка вниз и т. д.» Узоры могут быть различными.

Чем ещё можно позаниматься с ребёнком, чтоб развить ручную умелость?

  • разминать пальцами пластилин, глину;
  • нанизывать крупные и мелкие пуговицы, шарики на нитку;
  • играть с конструктором, мозаикой, кубиками;
  • играть с песком, водой;
  • резать ножницами (симметричное вырезание, аппликация, а также вырезание ножницами различных фигурок);
  • рисовать различными материалами (ручкой, карандашом, мелом, цветными мелками, акварелью, гуашью)