консультации учителя-дефектолога для родителей

Консультация для родителей «Роль детской книги в речевом развитии ребенка».

Почитай мне, мама!

Семья, в которой книга сопровождает ребенка с момента его рождения, семья, в которой читают родители - это -предпосылка грамотности и «чутья» родного языка. При отсутствии доброй традиции семейного чтения ребенок практически никогда не берет книгу сам. Он должен ощущать, что жизнь родителей немыслима без чтения, тогда книги войдут и в его жизнь.

Взрослые должны помнить, что книга привлекает ребенка, прежде всего оформлением. Ее внешний вид должен быть не только привлекательным, но и завлекательным: разные формы обложек, красивые, яркие иллюстрации. О том, что это приоритетно для ребенка, хорошо сказал современный поэт:

Мы читаем книги вместе.

С папой каждый выходной.

У меня картинок двести,

А у папы – ни одной.

У меня слоны, жирафы

Звери все до одного,

И бизоны, и удавы,

А у папы – никого!

У меня – в пустыне дикой

Нарисован львиный след.

Папу жаль. Ну что за книга,

Если в ней картинок нет!!

В домашней библиотеке должны быть разные типы книг. Например, книжка-вырубка. Ее обложка вырезана по контуру того предмета, о котором идет речь в тексте, и ее игровое внешнее оформление тоже способствует привлечению ребенка к знакомству с содержанием.

Другой тип – книжка -панорама. Она не только ярко иллюстрирована, но и снабжена движущимися фигурками. Действие с ней как бы оживает с помощью этих фигурок. Манипулируя ими, ребенок не только включается в ритм текста, но и переживает происходящее вместе с героями.

Так же надо помнить о том, что в библиотеке малыша должны быть познавательные книги, заставляющие его мыслить, развивающие его интеллект, книги разного типа отражения действительности: не только сказки, но и реалистическая литература, не только проза, но и поэзия. Это нужно для того, чтобы ребенок с детства понимал многоликость мира, чтобы развивался весь спектр его чувств.

Учимся рассказывать!

Массовое явление, связанное с низким уровнем речевого развития детей, обусловлено серьезными причинами. Компьютер широко вошел в нашу повседневную жизнь. Дети мало общаются, их речевой опыт ограничен, языковые средства несовершенны. Разговорная речь бедна, малословна. Резко снизился интерес детей к чтению.

Ребенок-дошкольник является своеобразным «читателем». В действительности это слушатель, чья встреча с книгой полностью определяется взрослым человеком, начиная от выбора текста для чтения и кончая продолжительностью общения с книгой. От взрослого зависит и то, станет ли ребенок настоящим, увлеченным читателем или встреча с книгой в дошкольном возрасте мелькнет случайным эпизодом в его жизни.

Но чем же так страшно детское «не чтение»? Во-первых, обедняется словарный запас и как следствие понижается уровень интеллектуальных возможностей. Во-вторых, нарушается процесс социализации, вхождения в общество, знакомство с его моральными и духовными ценностями, что порождает конфликт.

В-третьих, не читающие дети, вырастая, не приучают к книге своих детей, что постепенно ведет к духовному отчуждению представителей различных поколений в семье. Формально – люди грамотны, они пишут и читают, но уметь читать – это не значит складывать из букв слова, это значит понимать прочитанное, вникать в смысл текста.

Одна из самых важных задач обучения дошкольников родному языку – развитие связной речи. Каждый ребенок должен уметь содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли. Это поможет ему преодолевать молчаливость и застенчивость, быть общительным, уверенным в своих силах. В то же время речь ребенка должна быть живой, непосредственной, выразительной.

Советы учителя-дефектолога родителям!

  1. Разговаривайте со своим ребенком во время всех видов деятельности, таких как приготовление еды, уборка, одевание-раздевание, игра, прогулка и т. д. Говорите о том, что вы делаете, видите, что делает ребенок, что делают другие люди и что видит ваш ребенок.
  2. Говорите спокойно, в нормальном темпе, с интонацией.
  3. Говорите, используя ПРАВИЛЬНО построенные фразы, предложения. Ваше предложение должно быть на 1-2 слова длиннее, чем у ребенка. Если ваш ребенок пока еще изъясняется только однословными предложениями, то ваша фраза должна состоять из 2-х слов.
  4. Задавайте ОТКРЫТЫЕ вопросы. Это будет стимулировать вашего ребенка использовать несколько слов для ответа. Например, спрашивайте: «Что он делает?» вместо «Он играет?» Если ребенок затрудняется в ответе, задавая вопрос используйте слово «или». Например, «Мальчик прыгает или бегает?»
  5. Выдерживайте временную паузу, чтобы у ребенка была возможность говорить и отвечать на вопросы.
  6. Слушайте звуки и шумы, которые нас окружают. Скажите ребенку: «Послушай, как лает собака, а вот шумит ветер» и т. д. А потом спросите: «Что это?».
  7. Расскажите короткий рассказ или историю. Затем помогите ребенку рассказать эту же историю Вам или кому-то еще. При затруднениях, задавайте ребенку наводящие вопросы.
  8. Если ребенок употребляет всего несколько слов в речи, помогайте ему обогащать свою речь новыми словами. Выберите 5-6 слов (части тела, игрушки, продукты) и назовите их ребенку. Дайте ему возможность повторить эти слова. Не ожидайте, что ребенок произнесет их отлично, продолжайте заучивать. После того, как ребенок произнесет эти слова, введите 5-6 новых слов. Занимайтесь каждый день.
  9. Если ребенок называет только одно слово, начните учить его коротким фразам. Используйте слова, которые ваш ребенок знает. Добавьте цвет, размер, действие. Например, если ребенок говорит «мяч», последовательно учите его говорить: «Большой мяч», «Танин мяч», «круглый мяч» и т. д.
  10. Большинство занятий проводите в игровой форме. Работа с ребенком должна активизировать речевое подражание, формировать элементы связной речи, развивать память и внимание.

Не забывайте: Учите ребенка, играя с ним! Ваш ребенок самый замечательный!!!

 

Консультация для педагогов: «Трудовое воспитание в коррекции речевого развития дошкольников».

Немаловажную роль в развитии речи детей играет трудовое воспитание, способствующее формированию общих положительных качеств и свойств личности.

Трудовое воспитание осуществляется в нескольких аспектах: дети получают представления о самообслуживающем труде, участвуют в хозяйственно-бытовом труде, в природе, учатся мастерить сами (ручной труд), узнают о труде других.

Так, например при привитии детям навыков самообслуживания здесь же проводится работа по усвоению и одновременно прочному закреплению слов: вода, мыло, щетка, умываться, вытирать, надевать, завязывать – развязывать, грязный – чистый, мокрый – сухой и т. д.

Не менее важную роль в развитии речи играет хозяйственно-бытовой труд. Это дежурство детей, сервировка столов, раздача пособий для занятий. В процессе реализации трудовых навыков отрабатывается трудовая лексика. Так, при сервировке стола в процессе беседы с детьми в их речь вводятся новые слова, уточняются и закрепляются уже знакомые слова и словосочетания, обозначающие посуду, столовые приборы и т. д. Дети называют нужные предметы, учатся составлять правильную фразу, соответствующую данной ситуации.

Хорошей базой для развития речи является труд в природе. Сюда входят обязанности дежурного поливать комнатные растения, рыхлить почву, ухаживать за птицами и рыбками. Так при этой работе отрабатывается правильность использования падежных окончаний существительных, прилагательных и глаголов. Вводятся в лексику слова: растения, комнатные, листок, стебель и пр.

Определенную роль в коррекции речевого развития играют живые уголки. Мы должны научить детей ухаживать за животными, готовить корм, убирать, соблюдать определенный режим. При этом воспитатель должен построить работу так, чтобы дети имели возможность поделиться своим опытом с другими детьми, рассказать, как ведут себя животные. При этом нужно следить, чтобы речь детей была правильной, эмоциональной, включая трудовые слова и предложения.

Большую роль в развитии играют летние работы на участке – вскапывание грядок, посев цветов, уход за ними, сбор урожая. При этой работе воспитатель должен создавать ситуации, заставляющие детей разговаривать друг с другом на конкретные темы, связанные с трудовой деятельностью. Таким образом речь осуществляется в непринужденной обстановке, но на заданную тему. Это позволяет, не прибегая к специальным занятиям, в обстановке раскованности и свободного общения задавать детям вопросы на логическое мышление.

Так же в развитии речи детей хорошее место занимает ручной труд. Дети изготавливают различные поделки, игрушки и т. д. Воспитатель побуждает их пользоваться речью: называть материал, из которого изготавливается поделка, инструменты труда, рассказать о назначении изготавливаемого предмета, описывать ход своей работы.

Трудовое воспитание детей следует осуществлять на всех этапах – на занятиях, прогулках, утренниках, экскурсиях, чтении, коллективных просмотрах детских передач. Проведение указанных мероприятий, в свою очередь служит благоприятной основой для развития речи.

 

 

Консультация для родителей «Речь взрослых – образец для подражания».

Примером для детей является речь взрослых. Успех речевого развития ребенка в первую очередь зависит от языка взрослых, которые его окружают с раннего детства. Благодаря слуху и способности к подражанию малыш учится говорить. Известно, что ребенок дошкольного возраста легко подражает неправильное произношение взрослых, принимает местный говор, диалектизмы. Причинами ошибок в речи взрослых является влияние диалектного окружения и неумение отличать звуковую норму.

Яркая, выразительная речь взрослых привлекает внимание детей, облегчает понимание ее и запоминание. Сухая, монотонная речь не должна быть образцом для подражания. Выразительность обеспечивается интонацией, придает языку мелодичности. Интонация – это умения регулировать силу голоса, пользоваться логическим ударением, паузами, темпом речи. Нельзя кричать в разговоре с ребенком. Громкая, крикливая речь вызывает у дошкольников безразличное отношение к ее содержанию, раздражительность в поведении. Ребенок пытается ответить родителям таким же тоном и это придает языку оттенок грубости.

Следует соблюдать соответствующий темп речи. Не разговаривайте с детьми быстрым темпом, поскольку следить за таким языком родителей детям трудно, они отвлекаются, утомляются слушать, так воспитывается невнимательность к слову. Кроме того, когда ребенок подражает быстрому темпу, у него может возникнуть заикание.

Речь родителей должна быть орфографически и грамматически правильной, произношение звуков должно быть четким. Ребенок быстрее научится говорить правильно, когда слышит вокруг себя правильный, литературный язык.

Настоящим сокровищем родного языка являются произведения устного народного творчества: поговорки, загадки, скороговорки, стихи, сказки. Взрослым необходимо принимать точные выражения, народные жемчужины в живую разговорную речь, изучать с детьми народные произведения.

У детей довольно часто встречаются различные нарушения речи, и некоторые из них обусловлены неправильной речью окружающих. Поэтому речь окружающих взрослых должна быть правильной, чтобы не спровоцировать появление у малыша тех или иных дефектов.

Постарайтесь сделать так, чтобы правильную, красивую речь ребенок слышал гораздо чаще, чем дефектную: читайте ему вслух детские книжки, давайте слушать записи сказок в исполнении профессиональных артистов, при общении избегайте «сюсюканья».

Общаемся со сверстниками.

В первую очередь нужно помнить о том, что одного общения с взрослыми недостаточно. Оно не может заменить общение с ровесниками. Общаясь с друзьями, ребенок, как правило, чувствует себя более спокойно и непринужденно. Что создает благоприятный фон для развития речи.

Ложечку за маму…

Чтобы ребенок научился правильной речи, с ним нужно разговаривать, и для этого используйте любую возможность. Ситуации могут быть самыми разными. Например, во время купания или умывания можно рассказать ребенку, какой предмет туалета для чего нужен, можно описать или показать действия с ним; во время еды можно показать вилку и ложку, рассказать об их назначении, рассказать о некоторых особенностях этого предмета: размер, цвет, крупные части, теплый, чистый и т. д. Это не только благоприятно повлияет на развивающуюся речь, но и закрепит соответствующие навыки.

Вот птичка пролетела…

Хорошую возможность для развития речи предоставляют прогулки. Гуляя с ребенком, обращайте его внимание на окружающие его предметы и их особенности, на названия домов; на птиц и животных; попросите его назвать эти вещи самому, если они ему известны.

Гуляя на природе, можно поговорить с малышом о названиях деревьев, попросить его угадать цветок по запаху или птичку по голосу, собрать гербарий.

Все это позволяет ребенку лучше ориентироваться в окружающем, поможет сопоставить слово с предметом и выделить в предметах общие черты, будет способствовать развитию логического мышления, наблюдательности и обогащению словарного запаса.

Учимся, играя…

Помочь ребенку правильно говорить можно и в игровой форме. Для развития речевого слуха можно предложить ребенку попробовать отличить на слух слова, различающиеся одним звуком (кит-кот, дом-дым, мышка-мишка и т. д.)

Очень хороши игры, развивающие мелкую моторику: перебирание бусинок, пуговиц, собирание мозаики. Тренировка пальцев рук ускоряет процесс созревания мозга, а значит, хорошо влияет и на развитие речи.

В игре ребенок любит проговаривать каждое свое действие – таким образом он учится выражать свои мысли.

Игра для ребенка – дело серьезное!

Будьте добры, помедленнее!

  1. Речь взрослого должна быть правильной, выразительной, слова должны сочетаться друг с другом по форме и по смыслу. Для маленького ребенка очень значима интонация. Бедность интонации замедляет развитие речи. Ребенок не понимает, как нужно говорить в той или иной ситуации. Не понимает интонации окружающих, он просто не научился этому! Это, в свою очередь, снижает способность ребенка приспосабливаться к ситуации, отрицательно влияет на понимание слов и их использование.
  2. Нужно следить за ритмом своей речи и громкостью голоса. Речь должна быть негромкой и небыстрой, но и не слишком медленной. Слишком громкая или быстрая речь очень скоро утомляет даже взрослых.
  3. Речь должна быть четкой и не многословной. Смазанная и многословная речь трудна для понимания, теряется смысл высказываний. Такая речь замедляет формирование у ребенка реакции на обращение.